Это меня ты называешь добрым человеком?
Реплика Понтия Пилата из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Для начала согласимся с булгаковским Иешуа: всякий человек добр. Думается, иметь это в виду не менее важно, чем то, что всякий человек изначально свободен. Хотя существуют и рабы.
Подобно свободе, первичная доброта, как можно предположить, заложена в самих основаниях собственно человеческого бытия. Без свойственной людям способности принимать в своё сердце Другого, проникаться его заботами и надеждами, не были бы возможны ни продуктивная социализация, ни полноценная нравственность, ни творческая деятельность. Человек как человек — добр, хотя в каждом отдельном случае зло может одержать в его душе победу. Да и мир, в котором мы живём, оставляет, похоже, всё меньше места для сущностной человеческой доброты.
Прошу прощения за «крамольную» мысль, но, может быть, это нам просто хочется думать, что шансы добра в нашем мире так невелики? Может быть, вера во всемогущество зла просто делает жизнь комфортнее? Ведь зло не только «интересно», приманчиво само по себе — с ним и меньше проблем. Нет призыва к преображению, к свету, а стало быть, и беспокоиться не о чем. Впрочем, всё это так, пока зло далеко…
Как бы то ни было, чтобы продолжать оставаться добрым человеком в нынешнем «обозлённом» мире, одной светлой душевной настроенности мало: необходима решимость противостоять гравитации ненависти и зла, необходимо особого рода мужество. И это, быть может, наиболее востребованный сегодня вид мужества — мужество доброты. Мужество быть добрым — уметь безоглядно довериться ближнему, сделать первый шаг к решению наболевшего спора, проявить душевную щедрость. Мужество быть упорным в поисках скрытых ресурсов тепла и света, на которых зиждется совместное человеческое бытие. И как же недостаёт всем нам такого упорства!
…Мужество, о котором я веду речь, — не только мужество врача, самоотверженно борющегося с коварной заразой ради спасения человеческих жизней, но и мужество гражданина, вступившего в бой с вездесущими бациллами ненависти, мужество учителя, оберегающего от них своих учеников, — о, как недостаёт нам сегодня таких учителей…
В. А. Малахов
Из текста "Мужество доброты"