Я последнее время думаю над такой проблемой, как познание добра и зла. А это очень большая проблема для каждого человека, потому что у нас почти нет личного опыта распознавания добра и зла. Мы этим вопросом никогда внутренне не занимаемся, потому что добро и зло кажутся совершенно очевидными, и мы примыкаем к уже состоявшемуся выбору, исходя из наших внутренних симпатий или антипатий, нашего воспитания, идеологических предпочтений, представления о своей стране и её истории. Но все эти образы – лишь мифы, уже давно сформировавшиеся законченные идеи, каждая из которых определяет себя, как добро. Вот сейчас есть два маркера – либералы и консерваторы, и человек настроенный на одну мифологему, определяет добро одним образом, а настроенный на другую – другим, и эти два добра никак не совпадают. Но по большей части наше предпочтение связано не с тем, что мы его внутренне выбирали, но просто мы однажды пошли в этом направлении, оно для нас более очевидно, мы к нему каким-то образом приспособлены. И с одной, и с другой стороны нет глубокого понимания добра и зла, а есть только идеологическое выстраивание этих понятий исходя из религиозных, исторических или культурологических мифов. Мы не делаем личностного выбора, а примыкаем к уже состоявшемуся, навязанному и коллективному. Я один раз примкнул, и больше ничего меня не тревожит. У меня нет волнений, у меня нет сомнений, выбор сделан, и я ни за что не отвечаю. Знаком того, что это не наш выбор, является реакция на выбор другого: если я примкнул к этому выбору добра, я ненавижу тех, кто выбрал другой. Это очень важный маркер того, что это выбор не личный, а коллективный. Это не я долго копался в себе, чтобы не ошибиться, и размышлял над тем, где же там Бог. Если бы я, например поставил в эту ситуацию Самого Христа, или представил бы себя со своими чувствами и мыслями перед живым Богом, это помогло бы мне сделать личный выбор, потому что надо мной были бы не какие-то идеологемы, помогающие примкнуть к чужому выбору, а Христос, который даёт мне для понимания евангельский свет. Это очень сложно, потому что надо делать это каждый день по многу раз. Но иначе возникает это чувство отчуждения и ненависти ко всем тем, кто думает иначе, и такое дикое понятие, как коллективная ответственность. Все сразу становятся во всём виноваты. Фрагмент проповеди о. А. Уминского

Теги других блогов: добро личный выбор зло